|
|
Использование информационных технологий на уроках географии
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой». А это, прежде всего, означает то, что новыми мировыми державами будут считаться те, которые развивают наукоемкие технологии. Теперь самым важным продуктом становится информация, и лидируют те страны, жители которых смогут получить хорошее образование и широкий доступ к информации. Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить ученика к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения. Одним из факторов, определяющих качество образования, является совершенствование методической подготовки учителя. Под предметно-методологической компетентностью учителя понимается совокупность знаний в области преподаваемого предмета, уровень ориентации в современных исследованиях по нему; владение методиками преподавания и умение выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса, технологию, методику. Предметно-методологическая компетентность учителя представляет собой педагогическую адаптированную систему:
Применение компьютера на уроке разными специалистами оценивается по-разному. Вместе с тем полного отрицания использования компьютера в обучении ни у кого нет. Речь идет о мере, целесообразности и месте компьютера в обучении. Однако приход компьютера в школу неизбежен, он во многом способен облегчить труд учителя, особенно рутинного характера. Вводить компьютерные элементы можно в уроки любых предметов. Меня, как учителя географии, заинтересовала проблема применения информационных технологий по предмету. Мною был разработан пошаговый алгоритм деятельности по внедрению компьютерных технологий в систему работы: Изучение тематической литературы по данному вопросу В качестве источников знаний использовала публикации в предметном журнале «География в школе», разнообразную литературу о методических подходах и проблемах ИТ в педагогической деятельности Овладение компьютерной грамотностью Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни – неотъемлемая часть «интеллектуального багажа» современного человека. Изучение педагогических программных средств по своему предмету, оценка их достоинств и недостатков В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета выделяются следующие виды компьютерных программ: 1. Учебные (наставнические) программы – ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний. 2. Программы-тренажеры – предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. 3. Контролирующие программы – предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений. 4. Демонстрационные программы – предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты которые можно использовать не только в качестве наглядности, но и “накладывать” друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. Сюда же можно отнести презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования. 5. Информационно-справочные программы – предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета. 6. Мультимедиа-учебники – комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ. В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии. Перечислю некоторые учебные электронные мультимедиаиздания, используемые мною в работе: 1)учебные электронные мультимедиа издания на компакт-дисках, предназначенные для использования в преподавании конкретного курса географии: · «География. Начальный курс. 6 класс» · «Материки, океаны, народы и страны. 7 класс» · «География России. Природа и население. 8 класс» · «География России. Хозяйство и регионы. 9 класс» · «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» Все эти издания имеют примерно аналогичную структуру: · Собственно иллюстрированный текст по темам и разделам курса Мультимедиа компоненты (звук, видео, анимация и т.д.), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса Интерактивный практикум: · Контрольные вопросы и тесты · Словарь терминов и понятий, список персоналий · Блок дистанционного обучения Кроме того, практически все мультимедийные учебники содержат методические рекомендации, библиотеку электронных наглядных пособий по географии. 6-10 классы. Разработчик – Республиканский мультимедиацентр Министерства образования РФ, «Современная универсальная российская энциклопедия Кирилла и Мефодия» Интеграция выбранных программ в урок Исследованиями установлено, что основным источником познавательного интереса является процесс сосредоточенной, углубленной деятельности, направленной на решение познавательной задачи. Комплексное применение интерактивных и аудиовизуальных средств может стать средством организации такой деятельности, помогает повысить наглядность обучения. Принцип наглядности можно рассматривать как стимул в организации активной познавательной деятельности учащихся при опоре на представленные в средствах наглядности образы, модели, знаки. Комплекс интерактивных и аудиовизуальных средств выступает как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения. Применение компьютерной техники на уроках позволяет мне сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении географии. Компьютер на уроках при этом использую с самыми разными функциями: · способ диагностирования учебных возможностей учащихся · средство обучения · источник информации, тренинговое устройство · средство контроля и оценивание качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Учитель, один раз подготовив компьютерный урок, уже не сможет от него отказаться, так как он имеет несомненные достоинства: · обогащает обратную связь между всеми участниками образовательного процесса · способствует дифференциации и индивидуализации обучения · мотивирует учебную деятельность учащихся · освобождает от субъективных оценок · способствует развитию самообразования · делает учебный материал более доступным · облегчает решение многих дидактических задач Слайды с фотографиями, информационным материалом, видеоролики, анимации способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, формированию географической картины мира. Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу. Считаю целесообразным применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности учащихся, понимая, что Интернет стал одним из самых важных атрибутов современности. Компьютер, подключенный к Интернету или информацию, предварительно взятую в сети и необходимым образом дополненную к учебному материалу, использую при моделировании инновационных уроков. Образовательные ресурсы Всемирной паутины могут быть полезны: · учителю для поиска дополнительной и обновленной информации в процессе подготовки к урокам · ученикам для поиска информации в процессе подготовки различного рода творческих работ (докладов, рефератов, учебных конференций и т.д.) Электронная почта может быть использована: · учителем для обмена учебно-методической информацией со своими коллегами, методистами, учеными · учеником для обмена учебными творческими работами со своими сверстниками · учителем и учеником для взаимного обмена информацией в процессе реализации задач дистанционного обучения и телекоммуникационных проектов Телеконференции могут быть полезными: · учителям при обсуждении в режиме on-line наиболее актуальных вопросов содержания и методов обучения географии · ученикам при участии в различного рода образовательных и познавательных телекоммуникационных проектах Такой подход к образованию включает в себя формирование информационной культуры новых поколений. Информационная культура – это не только владение ПК, но прежде всего это нравственное отношение к информации, умение ее добывать, пользоваться ею. С помощью компьютерного инструментария развивается, обогащается, углубляется человеческое познание. Информационная культура касается всех предметов (в том числе и географии), ее умения являются общеобразовательными. Созданная мною система использования информационных технологий позволяет добиваться качественного улучшения образовательного процесса. 18 января 2015г. |
2010 <> <> |